Read Time:2 Minute, 51 Second

(источник фото: Wikipedia)

«Неравный брак» – картина, написанная Василием Пукирёвым в 1862. Впервые холст был предаставлен уже через год на академической выставке. Для художника эта картина стала судьбоносной, он был награжден званием профессора, и о нём резко заговорили. К сожалению, его последующие работы не смогли превзойти эту, и чаще всего Пукирёва узнают лишь по ней.

На данный момент картина находится в Третьяковской галерее, и уже больше полутора сотен лет люди восхищаются мастерством живописца и рассуждают о смыслах и посылах написанного.

Василий Пукирёв (источник фото: dzen.ru)

Неравные браки в обществе ХlХ века

Неравные браки и браки по расчету были очень частым явлением в ХlХ веке. Разберём причины на примере картины.

Так могло произойти из-за того, что военные, служащие и торговцы тратили много времени на построение карьеры, заработка и достижения социального статуса, вследствие чего зачастую бедная невеста выбора не имела, однако истинная причина намного глубже. Начнём с обозначения исторической эпохи: Россия до реформ Александра 2 – жёстко сословное общество. Ярко видны возрастные различия, а если глубже копнуть – социальные: имущественные и статусные. Скорее всего, девушка – бесприданница, а ведь это ещё больше усугубляет её положение. Кто при таком раскладе вообще возьмёт её замуж?

Также стоит учитывать особенности семейного законодательства России: девушка молода, следовательно, вступает в брак не по собственному желанию, а по решению законных представителей. Кто они? На картине не видно, чтобы за неё явно переживали родители. Возможно, она – сирота, которая жила на попечении у тёток и дядей. Тем самым, выдавая её замуж, они снимали с себя ответственность. Если отталкиваться от названия картины, в котором ключевое слово – «неравный», то можно предположить, что неравенство ещё и в том, что не она принимает за себя решение.

Отметим, что за год до написания картины Священный Синод выпустил указ № 129, в котором браки с большой разницей в возрасте не одобрялись. Между тем, при должной настойчивости возлюбленных, церковь не препятствовала, но обозначала все опасности венчания.

Люди на картине

Сама картина, точно фотография, передает эмоции, движения и настроение в церкви естественно и создает эффект присутствия.

Пукирёв пишет невесту со своей возлюбленной, Прасковьи Варенцовой, с которой брак они так и не заключили. По центру холста на невесту, как на жертву, смотрит жених – высокий немолодой важный мужчина. В его взгляде можно заметить кровожадного хищника.

Художник изобразил и себя. Он стоит прямо за невестой и смотрит в спину её будущего мужа. В этот момент к нему можно проявить лишь сочувствие.

Зловещие детали и судьба

Во время совершения Таинства Венчания никто не может стоять рядом со священником, однако на картине за ним изображена старуха со свадебными венком. Ещё одна женщина с таким же венком стоит справа от жениха. По мнению отдельных искусствоведов, в реальности их могло вовсе и не быть, а эти фигуры – призраки уже ушедших жён мужчины. Смотрят они осуждающе, будто прожигают своего бывшего мужа.

Храм окутан тьмой и пропитан чем-то зловещим. Можно заметить еще несколько интересных деталей: над головами у пары нет венцов, у девушки слишком открытое платье, а кольцо ей надевает священник, лицо которого разглядеть невозможно.

Место на картине настолько мистическое, дьявольское, что наводит на мысли о скорой беде её героев. Изучая биографию художника, можно предположить, что после этой работы он растратил талант и буквально помешался на свадебных трагедиях. Пукирёв несколько раз делал копии, писал множество полотен с похожим сюжетом, однако шедевром признали только самую первую. Василий начал злоупотреблять алкоголем, потратил все свои сбережения и умер в одиночестве.

Картина «Неравный брак» – это совокупность предела таланта, сильнейшей боли, нестерпимого горя, вечного несчастья, бессметрной памяти и исторической действительности ХlХ века.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
100 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Предыдущая запись Краши XIX века. Что с ними так? И при чем здесь Сёдзе?
Следующая запись «Орский потрошитель»: история о безнаказанности