Read Time:4 Minute, 3 Second

(источник фото: 1artchannel.com)

Девушка, изображенная на этом портрете стала символом уязвимости и силы женщины в венском обществе своего времени. Ее томный и стеклянный взгляд, женственность и хрупкость очаровывала известного художника-модерниста Густава Климта. В своих портретах он не раз изображал ее на заказанных семьей картинах, а также в «Юдифи и Олоферне» и предположительно «Поцелуе». Девушка сочетала в себе глубину и загадку, а полотно с ее изображением стало символом «Золотого периода» в творчестве Климта.

Адель Блох-Бауэр

Девушка родилась в 1881г. в Вене. Она была дочерью директора банка и железной дороги и благодаря своему положению получила привилегированное культурное воспитание. В девятнадцать лет Адель вышла замуж по расчету за Фердинанда Блоха, богатого сахарозаводчика-монополиста. Как и многие другие представительницы венской еврейской буржуазии, она обладала значительной социальной и интеллектуальной властью, будучи хозяйкой своего салона. У неё было великолепное вопитание и эрудированность в искусстве. Особняк их семьи посещали немало известных художников и музыкантов. К слову, мужчина был почти вдвое старше ее. Фердинанд настолько обожал свою жену, что впоследствии решил объединить их фамилии, сделав ее двойной. Пара трижды пыталась стать родителями, но безуспешно: у Адель случилось два выкидыша, а третий ребенок умер через два дня после рождения.

Но, несмотря на горе, вскоре после замужества у Адель закрутился роман с известным модным художником Густавом Климтом, слухи о котором распространились по всей Вене, и с большой вероятностью они дошли и до самого Фердинанда. По официальной версии, пара познакомилась в салоне семьи Бауэров через подругу юности Адель Альму Шиндлер. Впоследствии их связали романтические связи, и к 1900г. Климт уже успел выполнить несколько набросков Адели. А в 1901г. живописец написал с нее весьма вызывающий и откровенный портрет «Юдифрь l» с ее тяжелым и давящим взглядом. Униженный и оскорбленный изменой Фердинанд, решил отомстить возлюбленным, заказав портрет своей жены у Густава. 

Хитрый план Фердинанда

Изначально мужчина хотел убить свою жену, а после развестись с ней. Но принципы еврейских семей исключали вариант развода по причине измены, тем более если это элитная богатая семья австрийско-еврейской диаспоры. Фердинанд изобрёл хитрый, но элегантный план: он заказал портер Адели за необычайную сумму, которая ошеломила художника, и он, не читаяконтракта, подписал его. Условия же контракта гласили, что портрет обязательно должен быть закончен, иначе Климт бы неизбежно пришлось расплачиваться штрафом в десять раз больше суммы самого полотна. 

Однако перед тем как написать портрет, живописцу пришлось в течение четырёх лет делать наброски Адели на бумаге. Работа была настолько утомительной, что он проводил с ней почти каждый день в мастерской, делая эскизы, которых насчитывалось уже более ста. В конечном итоге она ему наскучила, как и любая другая бы. Он устал от её постоянно мелькающего образа перед глазами. А Климт такого не выносил, так как он был сам по себе очень любвеобилен, и у него всегда было достаточно любовниц и поклонниц вокруг. Ему нужны были новые девушки для вдохновения. По итогу пара рассталась, и любовники не встречались больше после того, как картина была написана.

Но, несмотря на все муки живописца, потрясающий образ Адель был написан маслом и сусальным золотом. А фоном для изображения роковой дамы стали элементы из египетского и византийского искусства: на нём красовались различные геометрические фигуры, глаза, яйца, мастерски вписанные в пространство картины, и облачение самой героини. Хотя обилие золота в этой картине не создаёт ощущения вычурности или пафоса, наоборот, оно очень элегантно вписывается в образ Адель и атмосферу вокруг неё, что смотрится очень гармонично. На портрете девушка изображена в платье с разнообразными орнаментами и драгоценностях, которые её муж специально купил для полноценного образа. На удивление,они не создают ощущения роскоши и богатства, а лишь подчёркивают её сильную энергетику и достаточно естественно смотрятся на очаровательной даме. Её щеки выглядят покрасневшими от смущения, а пальцы причудливо сплетены в замок.

Долгое время картина Адели Блох-Бауэр была национальным символом Австрии и считалась центром её культуры. Она носила прозвище «австрийская Мона Лиза» а сувенирные лавки с изображением полотна были заполнены различными аксессуарами и безделушками. По популярности и тиражуемости она не уступала даже самой известной картине Климта «Поцелуй».

Возвращение полотна в «семью»

Жители Австрии долгое время не могли справиться с горем от потерянной картины. Многие даже не пытались сдержать своих слёз.

Дело было в том, что нацисты во время второй мировой войны отняли практически всё наследство из семьи Бауэров из-за их еврейского происхождения. Единственной наследницей по окончанию войны оказалась Бауэр Мария Альтман – еврейка, бежавшая из Австрии в начале правления Третьего рейха. Она была племянницей Адель и сумела высудить не только её портрет, но и другие работы Климта с её изображением. Однако она не сохранила картину в личной коллекции, а продала американскому предпринимателю Рональду Лаудеру за 135 млн долларов. Он поместил полотно в его собственную Новую галерею в Нью-Йорке. К сожалению, насладиться атмосферой картины австрийцы теперь могут только там, хотя они очень тоскуют по жемчужине галереи Бельведер в Австрии.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
50 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
50 %
Предыдущая запись Ласицкене выступила против кандидата на пост главы МОК
Следующая запись Первые собаки на орбите